Несколько цифр из истории Англии, которые и положили основу для 1931 года: 1899 – 1902 – Англо-Бурская война (это происходило далеко, на самом юге Африки).
1912 – утонул Титаник (скорее всего, примерные события помнят все. По одноимённому фильму).
1914-1918 – Первая мировая война (здесь Англия познала, что такое большие и тяжёлые поражения, но всё-таки выиграла).
Где-то в середине, в 1916 – Пасхальное восстание в Ирландии (оно было подавлено), а так же принятие закона о всеобщей воинской повинности в Англии (для мужчин, конечно, а не для женщин).
1928 – закон о всеобщем избирательном праве. Тут женщинам повезло больше, чем с воинской повинностью. Они получили возможность участвовать в выборах (правда, с 30-ти летнего возраста).
1929 – начало Великой Депрессии. Так много беспорядков, войн и волнений не прошло даром для Великой Британии…
1930 – умер создатель бессмертного Шерлока Холмса – сэр Артур Конан Дойл (1859–1930).
Добавьте к этому массовые рабочие беспорядки и сложности в колониях – и картина будет почти полной. Одно хорошо: Гитлер к власти пришёл только в 1933-м. Так что до этого года ещё дожить надо.
Итак, 30-е годы начались под знаком Великой Депрессии. Преступники, как известно, любят катаклизмы и депрессии. Нет такого катаклизма, который не сопровождался бы вспышками преступности. И 1931-й год – не исключение из правил. Работы для Скотленд-Ярда в 1931-м году, как обычно, более чем достаточно.
Почти каждый детектив начинается с трупа. В этой истории тоже присутствует труп: труп кота…
Две престарелые леди, живущие в домах напротив, на тихой улочке одного из предместий, поссорились из-за умершего кота. Каждая обвиняла соседку в том, что бедный серый кот скончался именно по её непозволительной небрежности. Полисмен, которому посчастливилось вмешаться в выяснение отношений двух одиноких леди, оказался достаточно терпеливым, чтобы выслушать от и до излияния по поводу происшествия, осмотрел местность – и решил, что о некоторых аспектах дела лучше доложить выше стоящему начальству.
Только не думайте, что полисмен проявил такую бдительность из-за кота. Кот, по мнению полисмена, умер своей естественной смертью, от старости. Почему ему пришло в голову сделать это в столь нестандартном месте, посреди дороги? Эту загадку кот, к сожалению, унёс с собой. Но зато благодаря этому странному поступку неразумного животного две престарелые леди оказались свидетельницами сцены, которая показалась полисмену очень подозрительной.
Как раз когда кот переходил дорогу, из-за поворота улицы вынеслась чёрная машина, водитель то ли испугался кота, то ли просто не справился с управлением, машину занесло, она въехала в отводную канавку и вынуждена была остановиться по причине прокола колеса. В машине было несколько человек. Водитель и ещё какой-то тип молча и очень быстро, не обращая внимания на пожилых леди, скорбящих над котом, поменяли колесо и машина укатила дальше. Но в тот момент, когда она снова тронулась в путь, некто, сидящий на заднем сидении, выронил из окошка газету.
Газету леди предъявили полисмену, изложив все свои претензии в адрес человека, посмевшего загрязнять их тихую улицу. А заодно полисмен получил точное описание человека в машине, которое его, собственно, и заинтересовало.
Теперь сделаем небольшой шаг назад.
За пару дней до описываемых событий пропал подающий большие надежды молодой инженер и изобретатель мистер Джон Венти. Утром он вышел из дома и отправился на службу, в военное ведомство. Вечером не вернулся домой. При чём до ведомства он так же в тот день не дошёл.
Сама по себе пропажа этого молодого человека очень встревожила и родных, и сослуживцев. Но дело оказалось гораздо хуже. Вместе с мистером Венти пропали важные чертежи. И тут за поиски мистера Венти взялись всерьёз. Его описание и подробные приметы были разосланы по всем дивизионам столичной полиции.
Престарелые леди, рассказывая полисмену о том неряшливом молодом человеке, который выкинул из машины газету, слово в слово повторили описание пропавшего инженера.
Отчёт по делу о смерти кота был передан в Скотланд-Ярд, вместе с газетой, причисленной пунктуальным полисменом к разряду вещественных доказательств.
Помощник комиссара лондонской полиции по Департаменту уголовных расследований, сэр Уильям Дадли, пришёл к выводу, что след найден и нужно только найти способного «фокстерьера», который сможет пройти по следу и не упустить его. По этой причине сэр Дадли поручил дело молодому, но подающему большие надежды инспектору по имени Кевин Макнамара. В тот момент на Макнамаре уже висело с десяток хулиганств и нападений, парочка крупных грабежей и странный маньяк, ворующий дамские шляпки (непосредственно с прекрасных головок лондонских дам). Но поскольку Кевин Макнамар вообще слыл очень ответственным, энергичным и обязательным человеком, он конечно же согласился взять это запутанное и непростое дело в свои сильные руки.